Обучение в немецких вузах, как университетах (Uni), так и университетах прикладных наук (Fachhochschule, FH), организовано по схеме, которая стандартна для многих европейских стран, с четким разделением учебного года на семестры, наличием каникул и определёнными академическими правилами.

Семестры и даты

Учебный год в Германии делится на два семестра: зимний (Wintersemester, WS) и летний (Sommersemester, SS).

  • Зимний семестр: Начинается в октябре и заканчивается в марте (лекции с октября по февраль, затем экзамены).
  • Летний семестр: С апреля по сентябрь (лекции с апреля по июль, экзамены — в конце семестра).

В течение семестра студенты проходят занятия, а после окончания курсов — сдачу экзаменов.

Длительность

  • Продолжительность бакалавриата обычно составляет 3-4 года (6-8 семестров).
  • Продолжительность обучения на магистратуре в немецких вузах обычно составляет 1,5–2 года (3-4 семестра).

Однако, ввиду академической свободы – учебу можно растянуть на более длительный срок без риска быть исключенным (подробнее об этом).

Структура

  • Лекции и семинары: Основной период семестра состоит из лекций, семинаров, практических занятий и лабораторных работ (в зависимости от специальности). Этот этап обычно длится 14-16 недель.
  • Экзаменационная сессия: По окончании курса проводятся экзамены, которые могут быть в форме письменных или устных тестов, эссе, проектов или лабораторных отчетов.

Каникулы

  • Зимние каникулы: Небольшие каникулы на 1-2 недели во время Рождества и Нового года.
  • Летние каникулы: Долгие каникулы между семестрами (обычно с конца июля до начала октября). Это время многие студенты используют для стажировок, работы, путешествий или подготовки к экзаменам.
  • Межсеместровые каникулы: В период между окончанием занятий и началом экзаменов также бывает краткий отдых.

Посещаемость занятий

  • Пропуски занятий: В университетах (Uni) посещение лекций и семинаров по большей части не контролируется строго, и пропуски не всегда учитываются. Однако для успешной сдачи экзаменов студентам рекомендуется посещать все занятия, так как преподаватели часто освещают важные вопросы, которые могут не входить в учебные материалы.
  • В Fachhochschulen посещаемость обычно более строгая, особенно для практических занятий и лабораторных работ, которые связаны с приобретением конкретных навыков. Пропуски могут повлиять на возможность сдать экзамены или получить кредиты за предмет.

Прогулы

Прогулы в немецких вузах допустимы в разумных пределах, если они не затрагивают обязательные курсы. Однако, пропуск важных занятий, таких как лабораторные работы, проекты или презентации, может негативно сказаться на оценках и конечной аттестации. В некоторых случаях пропуски можно компенсировать через дополнительную работу или экзамены.

Оценки и экзамены

Оценивание осуществляется через экзамены, курсовые работы, проекты или эссе (про немецкую шкалу оценок).

Учебный план разбит на модули. Каждый модуль оценивается в кредитах ECTS. Это единицы, которыми оценивается пройденный учебный объем. В среднем каждый семестр студенты должны набирать около 30 ECTS.

Для получения диплома бакалавра студент должен набрать 180-240 ECTS (в зависимости от программы).

Для получения диплома магистра в немецких вузах нужно набрать от 60 до 120 ECTS, в зависимости от продолжительности программы:

  • 60 ECTS — программы на 1 год для студентов с опытом или дополнительными кредитами.
  • 90 ECTS — программы на 1,5 года.
  • 120 ECTS — стандартные двухгодичные программы, которые чаще всего продолжают обучение после бакалавриата.

Форма экзаменов может быть разной: письменные тесты, устные зачеты, презентации и защита проектов. Многие курсы также оцениваются через работу в течение семестра (рефераты, курсовые).

Типы учебных мероприятий

В немецких вузах существует несколько типов учебных мероприятий, которые помогают студентам усвоить материал и развивать практические навыки. Вот основные из них:

Vorlesungen (Лекции)

  • Лекции представляют собой традиционные занятия, на которых преподаватель излагает материал перед большой аудиторией. Студенты преимущественно слушают и записывают основные моменты.
  • В университетах лекции зачастую не требуют обязательного посещения, хотя это зависит от специфики курса и вуза.

Seminare (Семинары)

  • Семинары – это интерактивные занятия с участием студентов. Они организованы для обсуждения тем, которые студенты заранее изучают. Здесь часто проводится групповая работа, презентации и дискуссии.
  • Семинары обычно требуют активного участия, и оценка часто основана на презентациях или рефератах.

Übungen (Практические занятия)

  • Это практико-ориентированные занятия, которые часто сопровождают лекции. В рамках этих занятий студенты решают задачи или разбирают примеры, связанные с теоретическим материалом.
  • Практикумы могут проводиться как в аудитории, так и в лабораториях.

Praktika (Практикумы)

  • Практикумы дают студентам возможность применить свои знания на практике, чаще всего в лабораториях или на предприятии.
  • В технических и естественнонаучных дисциплинах практикумы могут быть обязательной частью программы и требуют строгого посещения.

Tutorien (Тьюториалы)

  • Тьюториалы – это дополнительные занятия, которые проводятся старшими студентами или аспирантами для младших курсов. Цель таких занятий – углубленное изучение материала, объяснение сложных тем и помощь в подготовке к экзаменам.
  • Обычно они менее формальны и направлены на решение вопросов, возникающих у студентов.

Kolloquien (Коллоквиумы)

  • Коллоквиумы – это дискуссионные мероприятия, на которых студенты и преподаватели обсуждают конкретные научные темы. Часто они проводятся в рамках подготовки к исследовательским проектам или дипломной работе.

Projektarbeiten (Проектные работы)

  • Студенты работают над реальными проектами в группах или индивидуально. Проекты могут быть практическими или исследовательскими. Они обычно связаны с профессиональной подготовкой и могут оцениваться как часть курсовой работы.

Exkursionen (Экскурсии)

  • В некоторых специальностях (например, инженерные, природоохранные или культурные науки) организуются экскурсии на предприятия, в музеи или исследовательские центры, где студенты получают практическое представление о профессиональной среде.

Workshops (Мастер-классы)

  • Это интерактивные занятия, где студенты практикуют навыки под руководством экспертов. В мастер-классах особое внимание уделяется творческим и практическим аспектам изучаемой дисциплины.

Blockveranstaltungen (Блочные курсы)

  • Блочные курсы представляют собой интенсивные учебные занятия, которые проводятся в течение короткого периода времени (например, на каникулах). Студенты изучают одну тему в течение нескольких дней подряд, что позволяет быстро погрузиться в материал.

Каждый тип учебного мероприятия направлен на развитие различных навыков и формирование комплексного понимания предмета, что способствует всесторонней подготовке студента к профессиональной деятельности.

Отличия в организации обучения в Uni и FH

Университеты (Uni):

  • Теоретическая ориентация: Основное внимание уделяется академической теории и фундаментальным исследованиям. Студенты изучают глубокие теоретические аспекты своей специальности.
  • Исследовательская направленность: В университетах больше возможностей для участия в научных исследованиях, даже на уровне бакалавриата.
  • Свобода выбора курсов: Студенты университетов имеют больше гибкости в выборе курсов, учебных направлений и модулей по интересам.
  • Традиционные направления: Университеты обычно предлагают программы по широкому спектру дисциплин, включая гуманитарные, естественные науки и инженерные специальности.

Университеты прикладных наук (Fachhochschule, FH)

  • Практическая направленность: Fachhochschulen ориентированы на прикладное образование с упором на реальные практические навыки, которые востребованы в индустрии. Это особенно касается инженерных и технических специальностей, а также бизнеса и дизайна.
  • Тесная связь с индустрией: В FH студенты часто проходят обязательные стажировки в компаниях и работают над реальными проектами, тесно связанными с будущей профессией.
  • Четкий учебный план: Учебные программы в FH менее гибкие, чем в университетах. Студенты следуют более структурированному и фиксированному плану, с меньшим количеством факультативных курсов.
  • Меньше исследований: В Fachhochschulen исследования играют меньшую роль по сравнению с университетами, основной фокус на применении существующих знаний на практике.

Отличия в методах обучения Uni и FH

  • В университетах (Uni) часто используется лекционный формат, семинары и самостоятельные исследования. Студенты больше времени тратят на самостоятельное изучение материалов и теоретическую работу.
  • В Fachhochschulen (FH) преподавание носит более интерактивный характер с упором на проектную работу, лаборатории и практические задания. Часто студенты выполняют задания в сотрудничестве с компаниями, что помогает им развить прикладные навыки.

В немецких университетах и высших школах студентам предоставляется несколько возможностей, таких как прохождение практического семестра, обучение за границей и написание дипломной работы. Эти элементы часто являются неотъемлемой частью учебного процесса и помогают студентам подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Практический семестр (Praxissemester)

  • Практический семестр — это обязательный этап обучения во многих технических и прикладных программах. В рамках этого семестра студенты работают на предприятии или в исследовательском институте, что позволяет им применить полученные знания на практике.
  • Обычно практический семестр проходит на 3 или 4 курсе (в зависимости от программы). Его продолжительность может варьироваться, но чаще всего он длится один полный семестр (около 5-6 месяцев).
  • Цели:
    • Закрепление теоретических знаний через реальную работу.
    • Получение профессионального опыта.
    • Налаживание контактов с потенциальными работодателями.
  • Оценка: После прохождения практики студенты обычно пишут отчет о практике и защищают его перед экзаменационной комиссией.
  • Такой семестр оценивается обычно в 30 ECTS

Более подробно про практику во время учебы.

Семестр за границей (Auslandssemester)

  • Семестр за границей — это возможность для студентов провести часть своего обучения в иностранном университете по программе обмена или как свободный слушатель.
  • Популярные программы:
    • Erasmus+: программа Европейского союза, которая предоставляет стипендии и помогает организовать обучение в другой европейской стране.
    • Другие обменные программы: многие немецкие вузы сотрудничают с университетами по всему миру, предлагая студентам возможность учебы за пределами Европы.
  • Как правило, студенты проходят семестр за границей на 3 или 4 курсе, после того как они освоили базовые предметы.
  • Зачем это нужно?
    • Улучшение языковых навыков.
    • Обогащение академического опыта через изучение другой системы образования.
    • Личностное развитие и расширение кругозора.
  • Признание: Курсы, пройденные за границей, могут быть признаны немецким вузом и зачтены в качестве эквивалента курсов, пройденных в Германии.

Дипломная работа (Abschlussarbeit)

  • Дипломная работа (Bachelorarbeit или Masterarbeit) — это итоговая исследовательская работа, которую студент должен выполнить в конце своей учебной программы. Эта работа часто фокусируется на конкретной проблеме или вопросе в рамках выбранной специальности.
  • В зависимости от программы, дипломная работа пишется на последнем семестре обучения (6-й семестр для бакалавриата или 4-й для магистратуры).
  • Цели:
    • Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.
    • Демонстрация способности применять полученные знания для решения научных или практических задач.
  • Требования:
    • Обычно необходимо выбрать тему в сотрудничестве с научным руководителем.
    • Работа может включать как теоретические, так и эмпирические исследования.
    • Объем работы варьируется (обычно около 40-60 страниц для бакалаврских программ).
  • Оценка: Оценка дипломной работы основывается на оригинальности подхода, глубине анализа и способности студента решать сложные задачи. После сдачи работы студент может быть приглашен на устную защиту (в некоторых вузах).
  • Для бакалаврской работы в Германии обычно присваивают от 6 до 12 ECTS-кредитов. Точная сумма может варьироваться в зависимости от университета и программы обучения, но чаще всего за бакалаврскую работу выделяется 10 ECTS.

    Что касается магистерской работы, количество ECTS-кредитов обычно выше и составляет от 15 до 30 ECTS. Опять же, это зависит от конкретного учебного заведения и направления обучения. В большинстве случаев за магистерскую работу присваивается 30 ECTS, так как она требует более глубоких исследований.

    Для получения более подробной информации рекомендуется ознакомиться с правилами конкретного учебного заведения.

Как проходят будни студента

Немецкие студенты, помимо учебы, активно участвуют в различных внеучебных мероприятиях, что позволяет им разнообразить свою жизнь и накапливать опыт. В среднем, студенты тратят около 15-20 часов в неделю на учебу, включая посещение лекций, самостоятельную работу и подготовку к экзаменам.

Вот несколько популярных способов, как немецкие студенты проводят свободное время:

  1. Спорт и физическая активность: Многие студенты занимаются спортом, участвуют в университетских спортивных командах или посещают фитнес-клубы. Популярны занятия такими видами спорта, как футбол, волейбол и бег.
  2. Культурные мероприятия: Студенты часто посещают концерты, театры, выставки и кино. Германия предлагает множество культурных мероприятий, что делает их доступными для студентов.
  3. Общественная жизнь: Многие студенты участвуют в клубах и обществах по интересам, таких как студенческие организации, группы по языковым обменам или клубы настольных игр.
  4. Путешествия: Студенты используют каникулы и свободное время для путешествий по Германии и другим странам Европы. Благодаря студенческим скидкам и доступным транспортным средствам это становится возможным.
  5. Работа и стажировки: Некоторые студенты совмещают учебу с работой, получая опыт и дополнительный доход. Это может быть работа на неполный рабочий день, стажировки или волонтерская деятельность.
  6. Социальные встречи: Студенты часто проводят время с друзьями, организуют вечеринки, пикники и другие мероприятия, чтобы поддерживать социальные связи.

Таким образом, немецкие студенты активно стремятся к сбалансированному образу жизни, сочетая учебу с различными увлечениями и социальными активностями, что помогает им развиваться как личностно, так и профессионально.

Какую степень и диплом я получу?

Наиболее распространённые степени по окончании бакалавриата:

  • В.А. (Bachelor of Arts)
  • B.Sc. (Bachelor of Science)
  • B.Eng. (Bachelor of Engineering)

Но встречаются и другие, подробнее про эти и другие степени бакалавриата.

В случае магистратуры принцип такой же:

  • M.A. (Master of Arts)
  • M.Sc. (Master of Science)
  • M.Eng. (Master of Engineering)
  • MBA (Master of Business Administration)

Но встречаются и другие, подробнее про эти и другие степени магистратуры.

Перспективы после окончания

  • Выпускники университетов (Uni) обычно лучше подготовлены для дальнейших академических исследований, магистратуры или докторских программ.
  • Выпускники Fachhochschulen (FH) часто быстрее находят работу в индустрии благодаря практическому опыту и связям с работодателями, полученным во время учебы.

Более подробно о том, что делать по окончании немецкого вуза.

5,0/5 (4)
Rated 5,0 out of 5

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *