Педагогика и образование занимаются развитием человека для самостоятельной и ответственной жизни. При этом они наблюдают за эффективностью воспитания, как в семье и в обществе, так и в школах и социально-педагогических учреждениях.
Обзор направления
Главной задачей специалистов в области педагогики и образования, помимо консультаций отдельных людей и групп в различных областях жизни, является концептуальная работа в области образования и повышения квалификации. Они ни разрабатывают и проверяют методики для различных целевых групп и сами применяют из на практике в воспитательной, преподавательской и консультационной работе (в том числе для управления и руководства соответствующими учреждениями).
Во время обучения дается базовое понимание педагогического мышления, постановки вопросов и методических основ, а также социальных условий воспитания.
На продвинутом уровне обучения на первом плане находятся учебные процессы, а также организация и планирование процессов образования. В зависимости от желаемой специализации, студенты получают соответствующие профессиональные компетенции:
- педагогика раннего развития
- реабилитационная и специальная педагогика
- корпоративная педагогика или развитие персонала
- образование для взрослых
- менеджмент в области образования
- повышение квалификации и переподготовка
Учебные программы
Институты прикладных наук (Fachhochschule) и университеты (Universität) предлагают бакалавриат и магистратуру в области педагогики и образования.
Программы могут носить наименование:
- Профессиональная педагогика (Berufspädagogik)
- Менеджмент в области образования (Bildungsmanagement)
- Лечебная/инклюзивная педагогика (Heilpädagogik/Inklusive Pädagogik)
- Инженерная педагогика (Ingenieurpädagogik)
- Педагогика в области культуры и медиа (Kultur- und Medienpädagogik)
- Реабилитационная педагогика (Rehabilitationspädagogik)
- Специальная педагогика (Sonderpädagogik)
- Интегративная учебная терапия (Integrative Lerntherapie)
- Вальдорфская педагогика (Waldorfpädagogik)
- Педагогика в области экономики (Wirtschaftspädagogik)
В магистратуре следуют углубленное профильное образование посредствам исследовательских и прикладных модулей:
- образовательные процессы и теория
- международные исследования в области образования
- образования для взрослых
- дидактика в области медиа
- миграция и межкультурная педагогика
- внешкольное молодежное образование
- педагогика раннего развития
- педагогика в области культуры
- консультации в области обучения и образования
- экономика и планирование в области образования
- организационное развитие
Изучаемые дисциплины
На бакалавриате даются основы педагогики посредствам следующих модулей:
- основные вопросы и термины в педагогике
- процессы образования, воспитания и обучения
- медиа и педагогические процессы
- пожизненное обучение и образование
- методы эмпирических исследования в области образования и социологии
- качественный и количественный анализ данных в исследованиях в области образования и социологии
- профориентация
- дидактика профессионального образования
- введения в профессиональную педагогику
- развитие учреждений профессионального образования
- педагогическая психология
- управление качеством в области образования и повышения квалификации
Дополнительно в учебном плане находятся предметы смежных дисциплин, к примеру, психология и социальные науки.
В рамках педагогики в области культуры и медиа даются следующие модули:
- основы культурного и медийного образования
- культурно-социологические и межкультурные основы
- теоретические и исторические аспекты культурных и медийных наук
В реабилитационной педагогике важными предметами являются:
- психодиагностика и интервенция
- психологические и социологические основы реабилитации
- право
Как правило, частью учебы является двух- или трехмесячная практика в школах, учебных заведениях для взрослых, учреждениях социальной педагогики, корпоративного образования и др.
Профессиональные возможности по окончании учебы
Область деятельности специалистов этой области во всех образовательных и педагогических учреждениях, кроме школ. Возможности трудоустройства находятся:
- в учебных заведениях для взрослых
- в учреждениях для людей с инвалидностью
- в консультационных учреждениях, к примеру, по вопросам воспитания или беременности
- в досуговых, оздоровительных и спортивных центрах
- в домах престарелых, педагогических учреждениях для пожилых людей
- в городских и окружных педагогических учреждениях, к примеру, в центрах молодежи
- в образовательных заведениях (к примеру, тренинг по приему на работу, коачинг, профессиональна интеграция, руководство мерами по профессиональной подготовке, преподавательская деятельность)
- в детских садах и дошкольных учреждениях
- для специалистов по лечебной педагогике – в области помощи молодым и пожилым людям, в лечебно-педагогических центрах, детских садах и дошкольных учреждениях, в домах престарелых, в учреждениях и общежитиях для людей с инвалидностью, в консультационных центрах по воспитанию, в детских и молодежных психиатрических клиниках и реабилитационных центрах
- для специалистов в области экономической педагогики занимаются экономической и педагогической деятельностью на предприятиях и в негосударственных институтах, к примеру, экономическим образованием и управлением персоналом, образованием в учебных учреждениях для взрослых, управлением и консультациях в области образования и развитием персонала и организации
В зависимости от рода деятельность могут понадобиться знания в области торговли, управления персоналом, дополнительные терапевтические квалификации, а также знания электронной обработки данных.