Вы хотите стать учителем? На этой странице вы найдете всю важную информацию об образовании, условиях поступления, видах Lehramt, изучаемых предметах в рамках образования для школьных учителей, а также возможностях дальнейшего трудоустройства.

Образование школьного учителя в Германии во всех федеральных землях охватывает несколько фаз обучения: обучение, подготовительную службу (Vorbereitungsdienst), а также повышение квалификации для учителей, совмещенное с работой в школе.

Многофазовое образование

Во многих федеральных землях в последнее время было введено образование школьных учителей по Болонской реформе: бакалавриат и магистратура. Структура образования Lehramt при этом очень различна. Как правило, она зависит от выбранной формы школьного образования или вида школы.

Министерство образования Германии (die Kultusministerkonferenz) установило правила взаимного признания ученых степеней в рамках программ Lehramt. Кандидаты, окончившие Lehramt в соответствии с установленными министерством образования законами, получают (независимо от того, в какой федеральной земле была окончена учеба) равное право на доступ к подготовительной службе, соответствующей выбранному типу Lehramt. Тем не менее, из-за разных форм школьного образования и образования Lehramt в федеральных землях, будет преимуществом получить образование и пройти подготовительную службу в той земле, где вы в дальнейшем планируете работать. На это стоит обратить внимание при выборе вуза.

Условия поступления

Как правило, требуется общий аттестат об окончании школы (Abitur / allgemeine Hochschulreife) или схожий признанный документ о допуске к обучению в вузе. Для определенных предметов и программ достаточно иметь аттестат об окончании школы по отдельным предметам (fachgebundenes Abitur / fachgebundenes Hochschulreife). Для таких предметов, как искусство, музыка и спорт, а также, в некоторых случаях, для новейших иностранных языков может требоваться сдача вступительного экзамена.

Для обучение на Lehramt с последующей работой в профессиональных училищах требуется доказать наличие минимум однолетнего опыта работы в выбранной сфере до момента начала подготовительной службы. Сюда может относиться получение соответствующего профессионального образования.

Более точную информацию можно найти на сайтах вузов.

Персональные требования

Важными требованиями для работы являются умение хорошо объяснять материал, желание общаться с молодыми людьми, способность выдержать большую нагрузку и быть напористым.

Многие университеты предлагают поддержку в поисках подходящей специализации и во время обучения.

Вступление на подготовительную службу

В зависимости от необходимости найма, выпускникам определенных, в большинстве случаев технических и естествоведческих программ, может быть предоставлен доступ на подготовительную службу для Lehramt – прежде всего, в профессиональных училищах. Информацию по данному вопросу предоставляет ответственное министерство земли.

Учитель по…

Разделение видов Lehramt в большинстве случаев соответствует разделению школ на формы обучения в отдельных землях (к примеру, начальная и неполная средняя школа, реальная и средняя школа, гимназия, профессиональные училища и специальные школы).

Начальная школа (общее образование)

Обучение проходит в университетах или педагогических вузах (только в Баден-Вюртемберге).

Реальная, неполная средняя и средняя школы (среднее образование, 1-ая степень)

Обучение проходит в университетах или педагогических вузах (только в Баден-Вюртемберге), по музыке и искусству может также предлагаться в высших школах, специализирующихся на данных предметах. Обучение может отчасти пересекаться с программами, посвященным другим видам школ (к примеру, у Lehramt начальной, неполной средней и реальной школы, а также соответствующих классов общей школы).

Гимназии (среднее образование, 2-ая степень)

Обучение проходит в университетах, по искусству также в высших школах музыки или изобразительных искусств. В большинстве земель обучение ориентировано только на этот вид школ и дает образования для всех классов.

Профессиональные училища и колледжи

В области профессиональных училищ можно найти большое разнообразие форм образования и различных наименований в зависимости от федеральной земли:

  • Berufsschule
  • Berufsfachschule
  • Berufsaufbauschule
  • Fachschule
  • Fachakademie
  • Fachoberschule
  • Berufsoberschule
  • Kolleg
  • Fachgymnasium
  • berufliches Gymnasium

Они, в свою очередь, делятся на программы в рамках различных специальностей. Обучение проходит в университетах или педагогических вузах (только в Баден-Вюртемберге), частично в сотрудничестве с институтами прикладных наук.

Задача учителей в таких учебных заведениях – углубить и расширить общее образование учеников в связке с будущей профессией, а также требующимися для нее теоретическими и практическими аспектами. В то время, как последнее преимущественно являются задачей специализирующихся на определенной специальности учителей, для первого существует обучение на Lehramt в профессиональных училищах, продолжительностью от девяти до десяти семестров, однолетняя практика и (в зависимости от земли) подготовительная служба, длящаяся от 12 до 24 месяцев.

Специальные школы и специальная педагогика

В данном случае речь идет, как правило, о базовом образовании, продолжительностью минимум восемь семестров, которые предлагается в большинстве земель. Обучение проходит в университетах или педагогических вузах (только в Баден-Вюртемберге). Параллельно в некоторых землях возможно также дополнительное образование, совмещенное с образованием на общем Lehramt.

В специальных школах образование получают дети и молодые люди, нуждающиеся в поддержке умственного развития, имеющие проблемы со слухом, зернением, обучение и языком или те, кто испытывает сложности в умственном, физическом и моторном или социальном и эмоциональном развитии. Педагогические и психологические требования к педагогам в таких школах очень высоки.

В большинстве земель дети с инвалидностью могут учиться в обычных школах с специальной поддержкой. Специалисты по специальной педагогике должны быть готовы работать в сотрудничестве со школами общего образования с учителями, преподающими там, консультировать их, а также поддерживать детей с инвалидностью.

Учителя, специализирующиеся на определенных предметах (Fachlehrer)

Помимо основного образования в вузах и прохождения подготовительной службы, существуют специальные образовательные программы для учителей, специализирующихся на определенных предметах без получения образования в университете. На данный момент такую возможность предлагают только Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен и Северный Рейн – Вестфалия.

Профессиональные возможности для учителей – обзор

Учителя будут требоваться во многих федеральных землях – так гласят результаты прогнозов необходимости учителей в ближайшие годы. Тем не менее, несмотря на прогнозы, нет никакой гарантии устройства на работу для поступающих, которые сейчас начинают обучение и через пять-восемь лет будут искать работу. Причиной является то, что потребность в учителях зависит от формы обучения в школе, комбинации предметов и земли.

Правильное использование прогнозов

Прогнозы в будущем исходят из определенных базовых предположений и, следовательно, не могут точно предсказать потребность. Существуют такие ненадежные факторы, которые не могут быть учтены, как, к примеру, большее количество обязательных часов для учителей, изменение распределения классов или школьной структуры/структуры местонахождения школ в землях. Кроме того, предположения о будущем пенсионной ситуации и решении вопросов, связанных с бюджетной политикой, подвержены некоторой неопределенности. Кроме того, изменения в подготовке учителей или школьных ракурсах могут непредсказуемо повлиять на потребность в учителях или предложения для кандидатов. Также тот факт, если большее количество студентов Lehramt, чем ожидалось, сдадут экзамены или получат степень магистра образования (Master of Education), к примеру, потому что есть хорошие шансы на трудоустройство, может не быть учтен при составлении прогнозов.

Итоги

Перед тем, как принять решение об обучении на Lehramt, рекомендуется изучить профессиональные шансы определенных предметов, видов школ и земель. Гибкость, большое количество квалификаций и внимательно продуманное сочетание предметов повышают шансы на будущее трудоустройство.

Смотрите также: