Расположение: Мюнхен, БаварияМинимальный уровень немецкого: В2Требуемый уровень немецкого: минимум В2, подтвержденный языковым сертификатом Рекомендуемый уровень немецкого: С1Рекомендуемый уровень языка на момент вступительного экзамена с учётом конкурса: С1. Оценка специалистов euni.ru исходя из собранной за 10 лет статистики поступления наших клиентовCрок обучения: 1 годСтандартный срок обучения: 1 год (учеба по будням, около 30 часов в неделю)
Стоимость обучения: бесплатноСеместровый взнос: 128,50 € Сложность поступления: высокаяОценка специалистов euni.ru исходя из собранной за 10 лет статистики поступления наших клиентовОсвобождение от вступ. экзамена: отсутствует

Хотите поступить в штудиенколлег Мюнхен?

Идет поступление на летний семестр 2019! Прием документов до 01.01.2019.

Оценка шансов на поступление и рекомендации по подготовке  бесплатно! 

Курсы, экзамены, предметы

Курс (подробнее) Вступительные экзамены Изучаемые предметы

Т

Технические направления

немецкий язык, математика немецкий, математика, физика, химия, электротехника / информатика / начертательная геометрия (в зависимости от интересующей специальности)

W

Экономические направления

немецкий язык немецкий, математика, экономика предприятия, народная экономика, социология, английский (начиная с уровня В1)

M

Медицинские, биологические направления

немецкий язык немецкий, математика, физика, химия, биология, латынь и греческая медицинская терминология

G

Гуманитарные направления

немецкий язык немецкий, литература, история, социология, латынь или английский (в зависимости от интересующей специальности, английский – начиная с уровня В2)

Сроки

  Зимний семестр Летний семестр
Прием документов до 15 июля до 15 января
Вступительные экзамены начало сентября середина февраля
Начало учебы середина сентября конец февраля

Преимущества и недостатки

  • Приоритет при поступлении в топовые немецкие вузы – вузы Мюнхена и Баварии в целом
  • В связи с большим конкурсом, в данный ШК поступают только самые способные, что в свою очередь формирует сильные и мотивированные учебные группы
  • Расположение в важном промышленном и экономическом центре Германии
  • Обучение бесплатно для всех, в том числе и для иностранных студентов (оплачивать нужно только студенческий взнос)
  • Сложность поступления в связи с очень большим конкурсом
  • Высокая квартплата и стоимость жизни в городе
  • Низкие шансы на получение общежития и сложность в поиске альтернативного жилья

Подготовка к экзаменам

Зачисление в штудиенколлег осуществляется на конкурсной основе в случае успешной сдачи вступительных экзаменов. Ввиду ограниченного количества мест в штудиенколлегах и высокого конкурса, рекомендуем уделить особое внимание подготовке к экзаменам.

Подготовительный онлайн-курс

Мы предлагаем онлайн-курс подготовки к вступительным экзаменам в штудиенколлег Мюнхен по немецкому языку и математике. Курс разработан опытными немецкими преподавателями с учётом особенностей штудиенколлега и включает:

учебные материалы
Все необходимые учебные материалы
задания с решениями
Более 350 упражнений с решениями
советы
Советы и рекомендации по подготовке к экзаменам
тесты
4 пробных и 1 финальный тест
видео
Более 30 учебных видео
вебинар
Вебинар и ответы на вопросы

Стоимость жизни учащегося штудиенколлега Мюнхен:

Питание 184 €
Жилье 358 €
Страхование 35 €
Часть семестрового сбора и транспорт 55 €
Учебные материалы 33 €
Телефон / интернет 25 €
Cредства гигиены / лекарства 55 €
Одежда / личные покупки / путешествия / прочие расходы 108 €
Итого 853 €

Организуем поступление в штудиенколлег Мюнхен!

Пакет услуг “все включено”. Оплата после получения приглашения на экзамен! Опыт 10 лет, более 1000 наших клиентов поступили в вузы Германии, 98% с первой попытки!

По окончании штудиенколлега Мюнхен повышаются шансы на поступление:

  • Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана / Ludwig-Maximilians-Universität München
  • Технический университет Мюнхена / Technische Universität München
  • Университет Аугсбурга / Universität Augsburg
  • Университет Отто Фридриха в Бамберге / Otto-Friedrich-Universität Bamberg
  • Университет Байройта / Universität Bayreuth
  • Университет Пассау / Universität Passau
  • Университет Регенсбурга / Universität Regensburg
  • Университет Вюрцбурга им. Юлиуса и Максимилиана / Julius-Maximilians-Universität Würzburg
  • Университет им. Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге / Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg

Расположение

  1. Намина:

    Я поступила на Sommersemester 2018, то есть в феврале. Про экзамен могу сказать, что он нелегкий + большая конкуренция, уровень немецкого должен быть С1 или очень хороший В2. Всегда в коллеге 3 М-курса (2 набирают на Wintersemester и один на Sommersemester, НО бывает и наоборот) в течение года.

    Насчёт самой учебы в коллеге: вам должно повезти с доцентами. Преподаватели, как и в любом учебном заведении разные, методики преподавания тоже. Есть доценты, которые очень хорошо объясняют материал, доносят до студентов, но есть, к сожалению, (по своему опыту), которые не очень хорошо владеют материалом или имеют за плечами не такой большой опыт работы со студентами (новая преподавательница по математике не относится ни к одной группе… её просто никто не понимает, никому не желаю попасть к ней!). Оценки первого семестра не считаются, НО чтобы пройти во второй семестр нельзя иметь две пятерки или одну шестерку по какому-либо предмету

    Занятия начинаются в 8:00, так как я на М-курсе, то в день по 3 пары, но один раз в неделю из-за практики 4 пары. С опозданиями все выглядит вот так: если не зашёл в 8:00, придётся ждать за дверью и зайти можно будет только в 8:15 (+1 Fehlstunde), не зашёл в 8:15, след. – в 8:45 (+2 Fehlstunden, то есть считают как полный прогул), но есть и добрые доценты, которые разрешают заходить на 5 мин. позже.

    Так как моя цель и мечта – поступить в LMU на медицину – я выбрала именно этот коллег. Не все уведомлены о том, что выпускники Штуденколлега Мюнхена в приоритете перед выпускниками других коллег. Хоть и поступление в этот коллег не гарантирует автоматические зачисление в ЛМУ на медицину, но увеличивает шансы.

    Вопрос жилья довольно болезненный, так как в Мюнхене в целом жильё ограниченное и дорогое, но мне удалось с подругой снять двухкомнатную квартиру в центре, 10 мин от коллега по средней цене (1200€Warm). Чтобы получить место в госуд. общежитиях – надо встать в очередь и ждать от 2 до 4 семестров. Есть и общежитие коллега, но дороговато: ~ 450€ с человека за двухместную комнату. Много частных общежитий, где если сильно попросить, ходить постоянно, умолять и говорить, что негде жить – можно получить комнату.

    Насчёт затрат не могу сказать ничего точного, так как каждый привык тратить разную сумму. У меня сумма в месяц ~1100 с арендой за квартиру, мобил. связью и страховкой.

    Вкусно и бюджетно можно обедать в столовых, которые расположены рядом с университетами и коллегом (за 4-5 € первое + салат + горячее).

    Не жалею, что поступила именно в этот коллег, так как знала, что ждёт и была по всему готова морально.

    Для поступления советую курсы в языковой школе в Мюнхене ASL, их там несколько: 4, 8, 10-недельные курсы именно по подготовке к вступительному экзамену в Мюнхене, очень помогли мне поступить в штк в своё время.

    Желаю всем успехов и удачного поступления в коллег с успешным его окончанием и дальнейшим поступлением в ВУЗ мечты

  2. Малика:

    Честно говоря, перед поступлением в штудиенколлег я считала, что этот год будет лишним, поскольку предметы по своей будущей специальности я знала хорошо и немецкий язык уже тогда сдала на достаточный для поступления в университет уровень. Однако, проучившись год и успешно сдав Feststellungsprüfung в ШК Мюнхена, могу с уверенностью сказать, что это дало мне намного лучшую подготовку к немецкому ВУЗу и немецкой системе образования и оценивая, чем я могла бы подготовиться самостоятельно.

    Я училась на Т-курсе, поэтому вступительный экзамен сдавала по немецкому и математике. Нам важно было набрать проходной балл по языку (40/100), а сам отбор проходил по баллам за математику. Немецкий был стандартный, три части: С-тест, лезеферштеен и задание на грамматику, в общем, по структуре все, как на сайте. Но на мой взгляд, задания на сайте намного легче, чем реальный тест. Я набрала 64/100. Математика же была очень сложной и было мало времени. Нам дали всего час на 4 страницы со сложными заданиями. После поступления мы обсуждали с ребятами задания и все согласились, что это было очень сложно и все думали, что не поступят. Максимально можно было набрать 50 баллов, у меня 33, а выше 35 никто не написал. Для сравнения, я писала вступ. экз. еще и в Берлине и если немецкий был +- такого же уровня, то математика там была в разы легче и было больше времени на каждое задание.

    Лично меня очень обрадовало то, что нужно изучать всего 5 предметов, непосредственно связанных с моим направлением. Учебная программа организована очень качественно и все учителя действительно ориентированы на то, чтобы ликвидировать разницу между нашими системами образования и немецкой, и более того, по некоторым предметам мы учили уже университетскую программу, чтобы в последствии нам было легче.

    Естественно, все преподаватели разные и раз на раз не приходится, но лично меня очень порадовали учителя физики, химии и информатики, у которых били не только глубокие знания в своем предмете (среди учителей в коллеге были в том числе и доктора наук), но и которые действительно прививали любовь и искренний интерес к наукам. Никто не заставлял нас зазубривать материал, а на экзаменах даже можно было пользоваться сборником формул и словарём. Всегда приветствовался творческий подход к заданиям и именно понимание предмета, а не заучивание. Очень порадовало то, что у учителей не было “любимчиков” и наоборот, ко всем относились одинаково, при этом всегда поощрялась активность на уроке, всевозможные вопросы и работа в группах.

    Соотношение практики и теории было примерно 70/30. Оценивание было, на мой взгляд, очень объективным и любую ошибку всегда можно было обсудить с учителем и, возможно даже, повысить свою оценку. Уровень заданий на клаузурах (контрольных) соответствовал тому, что мы учили, но примеры на сайте (как вступительных, так и выпускных экзаменов) на порядок легче чем реальные задания.

    Еще порадовали дополнительные (необязательные) курсы по фонетике, немецкому, информатике и т.д. Это все было бесплатно и невероятно полезно. Кроме того, периодически организовывали разные семинары и экскурсии как образовательного, так и развлекательного характера. Например, для нашего технического курса была экскурсия в Майкрософт, для гуманитарного — в концлагерь Дахау и т.д. В конце каждого семестра мы ездили на разные озера в Баварии и просто хорошо проводили время и отдыхали.

    Из плюсов могу выделить то, что все преподаватели стараются объяснить так, чтоб дошло до каждого в группе, всегда отвечают на вопрос, часто дают задания на совместную работу, проводят много опытов и экспериментов (физика и химия), не заставляют зазубривать материал. Из организационных моментов, есть Studentenberater, который помогает буквально со всем, начиная от поиска жилья и проблем с визой до психологической помощи студентам. Еще, как я говорила, было очень много каникул, по одной-две недели каждые полтора-два месяца. А, еще можно освободиться от немецкого, если есть сертификат Тестдаф мин. 4 в каждой части или Гёте С2.

    Из минусов, второй семестр длится меньше, из-за чего мы почти постоянно писали клаузуры и все приходилось учить намного быстрее, чем в первом семестре. Оценки за первый семестр вообще не учитываются в Zeugnis, хотя первый семестр легче и дольше.

    Жилье я нашла в интернете (кажется, на wg-gesucht) еще до приезда, но как говорила, в коллеге есть человек, к которому можно обратиться за помощью.

    В месяц у меня уходит примерно 900 евро, из них 450 плачу за комнату.

    В общем, этот год для меня пролетел быстро (отчасти из-за невероятного количества каникул) и насыщенно, после чего я успешно поступила в технический университет Мюнхена на информатику. Не скажу, что обучение было сверхсложным и что я все свободное время тратила на учебу. Для меня это было легче чем школа, но не по уровню сложности материала, а скорее из-за более расслабленной атмосферы и меньшего количества предметов.

    Так что теперь я не считаю это зря потраченным временем, а наоборот, считаю одним из главных преимуществ немецкой системы для иностранцев.

  3. Анна:

    Я поступала в штк Мюнхен сразу на Т и на W курс, так как были приглашения от разных вузов с разных специальностей. В итоге я прошла на оба курса и написала, как было сказана в письме с результатами, на емайл коллега о том, что выбираю Т курс.

    Немного о вступительных экзаменах. Готовилась конкретно к формату вступительных я не очень долго: чуть больше месяца и к немецкому, и к математике. Для общей картины: TestDaF я сдала за год до этого на 5555. На экзамен пришла где-то за 40 минут, уже была толпа людей. Сложно сказать, сколько конкретно сдавало человек, я вроде бы слышала цифру 1200. Из них на Т курс не так-то много, около 200. Писали мы в классах человек по 40. Важно было иметь с собой приглашение на экзамен и паспорт. Кроме того, марку в 70 центов: для письма с результатами. Но у большинства с собой их было с запасом, так что досталось и тем, кто ее забыл. Кстати, важно иметь адрес в Германии, куда могут прийти результаты. Если этот адрес в Мюнхене, то письмо придёт в течении дня после отправки, если по Германии, то 2-3. Экзамен пишется в первый понедельник сентября, в пятницу они отправляют ответ. Немецкий состоял из трех частей: Lückentest, Satzbau und Leseverstehen. Все было немного сложнее, чем в примерах на сайте коллега. В Lückentest не было никаких необычных тем, соответственно особенно сложной лексики тоже. Но было несколько мест, где мне лично было сложно понять, что в предложении должно быть по смыслу. Satzbau был самый сложный, были предложения, где мне казались возможными несколько вариантов. Легче всего было чтение (но мне оно всегда легче всего давалось, так что не знаю насколько это объективно). Максимальное количество баллов за немецкий – 100. Из них 50 дается за грамматическую часть (Lückentest, Satzbau) и 50 за чтение. На Т курс, насколько я знаю, достаточно по немецкому набрать определенный проходной балл (в наш год это было чуть больше 60), а дальше все решается результатами по математике. Математика по формату была похожа на задания с сайта, но уровень сложнее. Нерешаемого не было, да и тем сложных тоже (даже интегралов не было), но очень не хватало времени, решить все было почти нереально. Зато, как оказалось потом, даже 19 из 50 баллов уже были проходным результатом. Были несколько заданий скорее на логику, чем на какую-то конкретную тему.

    Теперь немного о преподавании конкретных предметов.

    Физика.

    По поводу физики я очень переживала, так как в моей гуманитарной школе знаний по физике давали просто ноль. И да, тем, кто хорошо учил физику в школе – было легче, но, и без предварительных знаний, материала, который давал учитель, хватало для успешной сдачи контрольных. Учитель – Herr Heinrich, преподаёт ещё в коллеге математику, информатику, электротехнику и, кажется, начертательную геометрию. Лично мне он очень понравился. Физику я так и не полюбила, но понимала все, что он рассказывал достаточно хорошо. Он дает очень хорошие конспекты, если все записывать и решать ДЗ (он их, кстати, почти никогда не проверял), то к контрольным и самостоятельным готовиться легко. В первом семестре было 2 Kurzarbeit (в основном по домашнему заданию) и одна Klausur. Кстати, первый семестр не считается в окончательную оценку, только второй семестр пополам с экзаменом (FSP). Во втором семестре 2 KA и 2 KL. В редких случаях еще ставилась оценка за устные ответы на уроках. Все темы на два семестра есть на сайте коллега, иногда учитель добавляет что-то свое.
    Что мне понравилось, так это количество опытов и наглядных примеров, которые он показывал. Иногда были приколы с оцениванием, типа: я этого в задании не требовал, но кто-то сделал, а вы нет, так что вам минус балл. Но довольно редко, в основном оценивание было адекватное.

    Информатика.

    Инфо – один из предметов на выбор (ещё Электротехника и начертательная геометрия), на который определяют в зависимости от профиля, на который подавался. Но некоторые меняли предмет на выбор, если хотели, это никак потом не влияет на поступление. Учитель тоже Хайнирих. Преподавал просто шикарно, никаких предварительных знаний не требовалось. Информатика всего полтора часа в неделю (плюс тонна ДЗ), но нам хватило, чтобы хотя бы коснуться многих тем 1-3 семестра информатики в вузе. С количеством клаузуров та же схема, как на физике. Все, что было на них, мы обсуждали на уроке или делали в ДЗ. Ну и все ДЗ тоже детально обсуждались на уроке. У него можно было не бояться задавать вопросы, он отвечал на все, даже самые тупые. По каждой теме он выдавал им написанные листочки с основной информацией, они были лучше любого конспекта и на уроке можно было вслушиваться в его объяснения, а не записывать за ним. Небольшой лайфхак будущим студентам, если в этих листочках найти ошибку, он ставит единицу, как за устный ответ. За информатику в году я получила 1, несмотря на то что до этого у меня было очень мало знаний. На FSP информатика не выносится, в аттестат идет оценка за второй семестр.

    Химия.

    Первый семестр химии у нас вела Frau Fent. Она очень пыталась устраивать нам интересные уроки, мы рисовали плакаты и устраивали целые представления. Может и весело, но за полгода мы существенно отстали от другой группы. Зато клаузуры были простые, хотя нужно было много писать, чуть ли не сочинения. Оценки были у большинства хорошие. Но про нее информация не особо важно, так как она уже уволилась. Во втором семестре вместо нее у нас появился Herr Knödlmayer. С ним первое время было очень сложно, так как он своей группе в первом семестре давал намного больше информации, и думал, что мы это тоже проходили. Первую КА завалили почти все. Было очень тяжело привыкнуть к его оцениванию, он очень щепетильно проверяет. Когда в графике находишь точку, нужно было с линейкой смотреть ее значение на осях, он мог за ошибку в одну десятую снять баллы. Когда к этому привыкли, оценки выровнялись. Но преподаёт очень хорошо, отвечает на все вопросы, достаточно глубоко уходит в тему, придумывает оригинальные примеры. Вторую группу мы в итоге нагнали довольно быстро. Плюс было много экспериментов, можно было проверить знания на практике. Опять же, все темы на год можно посмотреть на сайте коллега. Из них было много того, что я учила даже в своей гуманитарной школе, просто немного детальнее. На FSP можно было выбирать химию или физику, я писала химию. Готовилась не долго, написала довольно легко. Особых теоретических знаний не требовалось, 90% были задачи, похожие на те, что решали на уроках. Единственное, в первом блоке заданий требовались базовые знания из органики, которые нам практически не давались, но я выехала на школьных знаниях.

    Математика.

    С математикой было очень печально. Преподаватель – Frau Dix. На большинство вопросов она отвечала так: «Wer kann das an der Tafel erklären?“. Часто явно плавала в теме. Давала много ненужной информации и не давала нужной. Выдавала кучу листочков с теорией и заданиями вместо того, чтобы самой объяснить. Если нам что-то было непонятно, мы бегали к Хайнриху. Сложных заданий почти не давала, и половине группы было жутко скучно 90 процентов времени. Клаузуры были несложные, сложные задания попадались буквально раза 3. Часто случалось, что с ней можно было поспорить за баллы в контрольной. Что касается материала, почти все из школьной программы, кроме теории групп. Ну и почти все, естественно, было чуть более углубленно, чем в моей школе. Но ребята из физмат-лицеев уже знали 95 процентов информации. По рассказам, если математику ведет тот же Хайнрих, он дает намного больше дополнительного материала. Вообще любой другой преподаватель математики в коллеге намного профессиональнее, чем она. FSP по математике, естественно, обязательное. Все было совсем чуть-чуть сложнее обычной клаузур, сложность только в объёме заданий. Кстати, нам на фсп вынесли только темы второго семестра, но так не всегда. После письменного экзамена я пошла ещё и на устный, на него отправляют в случае спорной оценки между семестровой и за экзамен. Устный экзамен по математике, по моему мнению, это бред. Спрашивали много теории, на которую мы никогда не обращали внимание на уроках. Возможно, нам просто не повезло, так как у нас принимала не наша учительница. Но у многих сложилось впечатление, что просто нужно было уменьшить количество хороших оценок, ибо у нас в группе их было слишком много.

    Немецкий.

    На Т, В и М курсах от уроков немецкого можно освободиться. Для этого нужен сертификат С1 (Гете, ДаФ и т.д.) и оценка 1 или 2 за первую самостоятельную и контрольную. Именно это я и сделала, проходив на немецкий меньше 2 месяцев. Мне этого хватило с головой. Преподаватель Herr Adouma, иностранец с явным акцентом. Честно, до сих пор не знаю, как он попал в коллег. У него мне сложно найти плюсы. Уроки были медленные и скучные, оценивал работы он как-то от балды, сам иногда не знал, как правильно. Все, кто мог, сразу освобождался от его уроков. Больше особо о нем и нечего сказать.

    С жильем в Мюнхене очень туго, особенно учитывая, что начало учебы в зимнем семестре совпадает с Октоберфестом. Первые пару недель я жила у знакомых. Были те, кто все еще жил в хостеле или в отеле. Потом моя знакомая немка подала объявление о поиске жилья в газету, указала себя поручителем. Практически сразу поступило 3 предложения. Я поселилась на конце U6, до коллега около 40 минут. Зато своя однокомнатная квартира с большой кухней и ванной. За квартиру плачу 720 евро. Из других ежемесячных трат: 50€ страховка (Hanse Merkur, есть тарифы и дешевле), 40€ телефон (Vodafone, 13GB интернета), около 20€ спортзал, 17€ налог на радио (его должны платить все, и не важно, что у меня ни радио, ни телевизора нет). Плюс под 200€ стоит проездной на семестр, который действует на все зоны, и семестровый взнос в уни/коллег – 130€. В месяц я тратила 700-800€ помимо квартиры, но вполне можно уложиться и в 400-500, если постараться.

    Плюсы ШТК Мюнхен:

    ⁃ Есть очень крутые учителя, профессионалы с огромным опытом
    ⁃ Современное оборудование классов, хорошие комнаты для практических занятий по химии и физике
    ⁃ Хорошая поддержка студентов, в секретариате ответят на все вопросы, часто организовывают поездки/мероприятия
    ⁃ Для тех, кто дальше поступает в Мюнхен, сразу привыкаешь к студенческой жизни в городе
    ⁃ Перед поступлением проводят несколько встреч на эту тему, отвечают на все вопросы
    ⁃ Первый семестр не считается в итоговую оценку, что даёт время на адаптацию

    Минусы:

    ⁃ Есть и учителя, которые не дают ровным счетом ничего на уроках
    ⁃ Большие сложности с жильем
    ⁃ Один из самых дорогих городов
    ⁃ Некоторые учителя говорят на баварском, многим сложно привыкнуть
    ⁃ Аттестат выдают позже, чем в некоторых других коллегах, так что времени на подачу впритык (но неуспевших податься вроде бы не видела)
    ⁃ Для меня минусом было маленькое количество часов информатики и большое по физике, но это очень индивидуально

    После коллега я подавалась в ЛМУ (Wirtschaftsmathematik) и ТУМ (Mathematik и Informatik). Средний балл коллега у меня был 2.0, а школьный 1.0. В ЛМУ идет подача через коллег (очень удобно), в ТУМ сами отправляете документы (после коллега подача напрямую, без ассиста). Из ТУМа с математики пришел ответ через 3 дня, взяли без собеседования. С информатики пришел ответ через неделю, тот же результат, и я сразу имматрикулировалась в ТУМе на информатику. Ну и где-то через 2-3 недели пришло подтверждение от ЛМУ.

    Несмотря на некоторых преподавателей, я совершенно не жалею, что поступила в коллег. Во-первых, он помог мне убедиться в выборе профессии, дал еще год подумать. Во-вторых, дал время спокойно привыкнуть к жизни в Германии и к требованиям немецких преподавателей. По некоторым предметам дал неплохие новые знания, по некоторым просто не дал забыть школьные. Кроме того, в коллеге быстро формируется круг общения, так как все иностранцы, да и много русскоговорящих. Дальше в университете среди немцев будет намного сложнее найти друзей. Из минусов могу отметить только то, что полезность коллега очень зависит от того, к какому учителю попадешь, но это не только в Мюнхенском коллеге так. Из разговоров с людьми из других коллегов могу сказать, что программы везде довольно похожие, да и оценивание тоже.

  4. Татьяна:

    В 2013-м году я закончила гимназию в г. Новосибирске и рушила поступить в вуз в Германии. Мой выбор пал на Мюнхен, столицу Баварию, родину самого лучшего в мире пива и огромный студенческий и научный центр. Перед тем, как начать обучение в самом вузе, я год (два семестра) проучилась в мюнхенском штудиенколлеге (Studienkolleg bei den Universitäten des Freistaates Bayern). В штудиенколлеге я обучалась на гуманитарном курсе (Geisteswissenschaften, или просто G-Kurs). С октября 2014 по август 2017 я отучилась на бакалавриате в Мюнхенском университете им. Людвига-Максимилиана (LMU) на направлении Древний Восток (B.A. Alter Orient), с октября 2017 учусь на том же направлении (M.A. Altorientalistik) в магистратуре.

    Процедура поступления в штудиенколлег у меня была достаточно простая, так как я получила стипендию Немецкой академической службы обменов (DAAD Vollstipendium), и многие формальности утрясались через DAAD. Интересным образом поступить надо было сначала в университет, и уже университет направлял абитуриентов в штудиенколлег. Так как я выбрала вуз в Мюнхене, автоматически я получила направление в баварский штудиенколлег. Направление, на которое я поступала в вузе, достаточно редкое, и ограничения по поступлению у меня никакого не было, так что Studienplatz за мной был зарезервирован сразу. Подачу документов за стипендиатов осуществлял DAAD – с этим, конечно, очень повезло, так как процесс это нелегкий. С визой особых проблем тоже не возникло, ее сделали примерно за месяц.

    В 11-м классе школы я сдала экзамен DSD II (Deutsches Sprachdiplom) на уровень C1. Благодаря наличию этого диплома я освобождалась от вступительных экзаменов по немецкому языку в штудиенколлег. С тех пор правила поступления изменились, насколько я знаю, сейчас сдавать экзамен по языку в мюнхенском штудиенколлеге все-таки нужно и с DSD. Больше никаких вступительных экзаменов на моем направлении не было. Те, кто на G-Kurs’е учил английский как второй язык (у меня вместо английского была латынь), сдавали Einstufungstest по английскому – но этот тест был предназначен лишь для того, чтобы определить уровень языка и направить человека соответственно в более или менее сильную английскую группу. От студентов математического Т-Kurs’а знаю, что они сдавали вступительный экзамен по математике, но после российской школы им этот экзамен показался достаточно простым.

    Когда уже началась учеба, трудностей с языком практически не возникло; наличие уверенного уровня С1 оказалось существенным плюсом не только «на бумажке», но и в жизни. Учиться в немецком вузе можно с уровнем В2, так что я бы посоветовала абитуриентам иметь минимум В2, а лучше С1. В штудиенколлеге и позже в университете у меня ни разу не возникло проблем с языком, что существенно облегчало жизнь (простой пример: чем лучше владеешь языком, тем быстрее вникаешь в суть задания и тем меньше времени тратишь на его выполнение).

    В штудиенколлеге у меня было немного предметов: немецкий (три раза в неделю), история (три раза в неделю), литература и социология (по два раза в неделю) и латынь (два раза в неделю), так как я поступала в вуз на историческую специальность. G-Kurs с латынью должны были пройти в первую очередь будущие историки и юристы; моя подруга, позже изучавшие, скажем, Kommunikationswissenschaft, делала G-Kurs с английским. Курс латыни был очень интенсивный и не совсем легким, в него укладывалась вся программа, которую немецкие школьники проходят за несколько лет гимназии. Выпускной экзамен по латыни был не очень сложный; более того, нам предложили сдать Latinum – экзамен на универсальный диплом о знании латинского, который очень ценится в Германии. Latinum был очень сложным, однако этот экзамен совсем не обязательно сдавать.

    В штудиенколлеге занятия начинались в 8:00 каждый день. Вообще, все мне очень сильно напоминало школу. Расписание каникул в мюнхенском штудиенколлеге такое же, как в немецкой школе и совсем другое, нежели в вузе. Перерыв между зимней сессией и летним семестром всего неделя. Со мной училось много русскоязычных из постсоветского пространства, мои лучшие подруги в штудиенколлеге были из Ташкента и Баку. В целом, контингент был достаточно разношерстным: были люди из Бразилии, с Мадагаскара, из бывшей Югославии, а также немцы, закончившие школу за пределами Германии. На первых занятиях мы познакомились друг с другом и с преподавателями, учеба началась почти сразу. Преподаватели были в большей части открыты нам и готовы помочь, равно как и руководство штудиенколлега. Когда я искала квартиру в Мюнхене, советами мне очень помог мой Kursleiter (классный руководитель), он же посоветовал мне знакомого электрика. В первом семестре у нас также было две экскурсии по Мюнхену от штудиенколлега.

    В начале года нам выдали четкое расписание курсов и экзаменов в конце семестра, так что почти никакой свободы выбора не было, все было решено за нас. В этом ключевое отличие штудиенколлега от университета, где с первого семестра пришлось самой составлять расписание и выбирать курсы. Для ознакомительного первого года вариант штудиенколлега с урегулированным расписанием как нельзя лучше: совершить ошибку и пойти не туда почти невозможно.

    Главной целью учебы в штудиенколлеге было подтянуть наш немецкий до университетского уровня. У меня сложилось впечатление, что после моей сильной подготовки в гимназии я, по сути, продолжила школьное образование, трудно не было. Однако ребятам, пришедшим не с таким уровнем языка, было сложнее. Сложностей с другими предметами тоже не возникало. От ребят на математическом курсе, опять же, слышала, что математика не слишком сложная. Домашнее задание у нас было почти всегда небольшое, в штудиенколлеге было достаточно много свободного времени.

    Нам не раз рассказывали, чего мы должны ожидать от университета и к чему должны готовиться. По совету директора штудиенколлега я посетила некоторые курсы в университете, на которые потом ходила уже в рамках учебы: это помогло получить представление о том предмете, который я собиралась изучать. На большинство лекций в университете можно всегда прийти просто так, без регистрации, чтобы только послушать; я бы посоветовала студентам штудиенколлега этим пользоваться, особенно, если есть сомнения, какой предмет изучать.

    Выпускные экзамены были письменные, на устные экзамены шли те, у кого выходила спорная оценка. Сотрудники штудиенколлега помогли нам подать нужные документы в вузы после экзаменов.
    Оглядываясь назад, могу сказать, что для меня учеба в штудиенколлеге – это продолжение школы, можно сказать, «12-й класс». Хотя мы все имели студенческий билет, настоящая студенческая жизнь для меня началась только после поступления в LMU. Иногда, признаюсь, было достаточно скучновато и хотелось уже настоящей учебы, а не все той же общей истории и литературы (особенно ввиду того, что мои друзья в России уже были первокурсниками!). Однако были и плюсы: за время учебы в штудиенколлеге я решила многие организационные проблемы с визой, с поиском жилья, вообще влилась в немецкую жизнь. Более того, я нашла замечательных друзей, с которым поддерживаю контакт до сих пор. И, самое главное, штудиенколлег очень хорошо подготовил меня к вузу: первый семестр в LMU прошел спокойно, хотя я посещала и достаточно сложные лекции (в т.ч. по философии) и все-таки очень переживала из-за первой сессии. После штудиенколлега адаптация в университете проходила легко. В общем, я бы посоветовала поступать в штудиенколлег, особенно тем, кто хочет учиться в Германии сразу после школы – за этот год вы подтянете свой немецкий, вникните в тонкости жизни в Германии и заведете новых друзей, так что переход в университет будет не таким сложным.

  5. Марк:

    Меня зовут Марк, мне 20 лет, и я учусь в университете города Аугсбург. Перед поступлением в немецкий университет всем желающим, не окончившим до этого минимум 2 курса российского университета по той же специальности, на какую они хотят поступить, нужно пройти обучение в Штудиенколлеге (ШК).

    После того, как я приехал в Германию в июле 2015-го, я сразу же попытался поступить в Мюнхенский ШК, не имея для этого достаточных языковых знаний; я провалил попытку и поступил по гранту в языковую школу, где проучился год. После этого я решил попытаться снова.

    Люди, с которыми я общался по поводу поступления, и сайты, на которых я читал о ШК, советовали подавать столько заявок в различные ШК через uni-assist, сколько возможно. Но мне:

    1) не хотелось уезжать от родителей и жить одному, потому что я год до этого жил один и не хотелось ещё год питаться лапшой быстрого приготовления

    2) мне стало очень лень разбираться, как функционирует uni-assist: регистрироваться там, отправлять заявки…

    Поэтому я подал одну-единственную заявку в Мюнхенский ШК, т. е. пришёл в канцелярию LMU (Университет Людвига-Максимилиана) и сдал все необходимые документы напрямую. Весь перечень необходимых документов можно найти на сайте Мюнхенского ШК, я не буду перечислять те, которые подавал я, потому что у меня немецкое гражданство, и мне, например, не пришлось доказывать свой уровень немецкого языка.

    Документы я подал в 1-ых числах июля, срок подачи всех заявок истекает 15-го июля вне зависимости от земли и ШК, в который вы будете пробовать поступать.

    После этого в начале августа обычным письмом пришло подтверждение моей заявки: экзамен назначили на сентябрь. Стоит отметить, что с 15 июля до конца августа я ходил на курсы подготовки специально к вступительному экзамену, потому что не был до конца уверен в своих силах (к этому добавлялась ещё 100%-ая необходимость сдачи экзамена из-за моей одной заявки). Но если у вас хороший язык на уровне уверенного С1, то вам, скорее всего, подобное не понадобится: например, одна из моих одногруппниц в ШК, коренная немка, последние 7 лет прожившая в России, сдала на 100 баллов, вообще не делая ничего для подготовки; она удивилась, когда я рассказал, что на сайте коллега есть пробный вариант тех заданий, которые даются на экзамене.

    Экзамен состоялся 10-го сентября, прошёл он на территории одного из корпусов LMU рядом с железнодорожным вокзалом. Туда необходимо было принести подтверждение на принятие участия в экзамене, которое пришло по почте, паспорт, конверт и марку. Кстати, советую брать несколько марок: во-первых, вы можете потерять случайно свою марку, во-вторых, всегда есть люди, которые забыли/потеряли/не принесли из-за волнения. А так вы и в себе уверены, и другим поможете, плюс к карме :).

    На экзамене были по типу те же задания, которые можно найти на сайте ШК, только смысл другой. Насколько я помню, там необходимо было пройти аудирование, в 3-х текстах вставить слова, от которых дана только первая буква, составить предложения с данными словами; суммарно можно было набрать 100 баллов. После написания задания необходимо было сложить листы со своими заданиями в конверт, наклеить марку, указать адрес своего проживания и сдать проверяющим.

    Ответ пришёл примерно через 2 недели. Я поступил, набрав 94 балла. По-моему, для того, чтобы поступить на мой курс (а именно G, т. е. Geisteswissenschaft), нужно было набрать не меньше 82 баллов, но это меняется от года к году и зависит от количества желающих.

    Учёба началась во второй половине сентября. Я жил на тот момент в Аугсбурге, и мне пришлось каждый день вставать в 5:45, чтобы успеть на поезд в 6:17, потом нужно было сделать ещё одну пересадку на Аугсбургском вокзале, а после в Мюнхене ещё сесть на трамвай и проехать 4 остановке. Тот же путь я проделывал и обратно. Как вы могли догадаться, учёба мне надоела уже через месяц. Хотя «надоела» – слово неправильное, мне нравилось учится, но меня угнетал ежедневный путь в 3.5 часа туда-обратно.

    Впрочем, мне повезло с группой и учителями. Что касается учеников, то самой младшей было 17 лет, самому старшему было 33. Разброс колоссальный, но здесь на это никто не обращает внимание; у немцев отсутствует стереотип, что учиться нужно сразу после школы, а потом идти в университет, чтобы с 23-х начать работать по специальности. Очень много было учеников из России и стран СНГ, были также ученики из Румынии, Болгарии, Бразилии, Буркина-Фасо, Португалии… Суммарно больше 50 стран.

    Ребят изначально было больше 30 в моей группе, к концу учёбы осталось 18. Говоривших по-русски изначально было около трети, под конец чуть меньше половины, потому что одногруппники из других стран либо не сдавали сессию, либо отчислялись добровольно по личным причинам; уже начали шутить, что такими темпами мы захватим ШК.

    Из предметов у меня были политология, социология, немецкий язык, английский язык, литература. По поводу английского: если вы поступите на G-курс, то его необходимо будет сдавать тем, у кого будущая специальность подразумевает его наличие (например, Kommunikationswissenschaft) для того, чтобы определить ваш уровень. Если вы наберёте 60 и больше, то вас возьмут в группу английского языка, если меньше, то вас отправят учить латынь.

    Что касается учителей, то я могу с уверенностью заявить, что они все профессионалы своего дела, практически все ведут свой предмет увлечённо, рассказывают огромное количество информации и т. д. Задают, правда, тоже очень много, советую на ДЗ не забивать, потому что потом это может сыграть с вами злую шутку. Дело в том, что в ШК учатся 2 семестра, при этом оценки первого семестра в зачёт почему-то не идут. Со мной было так, что я посчитал себя самым умным и решил, что первый семестр я не буду делать ничего, а вот во втором всё нагоню. Я нагнал, конечно, но чего мне это стоило…

    В течение всей учёбы проводятся какие-то активности: например, мы ездили на трёхдневную вылазку на базу отдыха в Штайнгаден. Это было жарко :). Кроме того, различные экскурсии и т. д.

    На втором курсе у нас КАЖДУЮ неделю было от 2 до (в очень редких случаях) 4-х проверочных и/или контрольных работ по всем специальностям. В конце мы также писали заключительную контрольную работу по всему, что изучали. Итоговая оценка по предмету складывается из среднего балла (средний балл за две проверочные работы + оценка за контрольную + оценка за контрольную) + оценка за заключительную контрольную, и всё это делится на два. Итоговая оценка может быть либо целой, либо с половиной, т. е. 2 или 2.5. Если оценка не целая, то вам предлагают сдать устный экзамен; если вы за него наберёте больше баллов, чем за письменный экзамен, то оценка улучшится, нет — её округлят не в вашу пользу.

    Как итог я могу сказать, что обучение в ШК стало для меня важным и интересным этапом в жизни, где я познакомился с хорошими людьми, с которыми стараюсь поддерживать отношения до сих пор. А вам хочу сказать, что залог успешной учёбы в ШК, как, впрочем, и везде, – это постоянная учёба. Дерзайте, у вас всё получится 🙂

  6. Александра:

    Я поступила в Штудиенколлег Мюнхен в 2014-ом году. Мои знания немецкого были среднего уровня и успешно сдать вступительный экзамен мне помогли месячные курсы при университете Мюнхена.

    Для начала хочу рассказать об общих впечатлениях. Так как я только окончила школу, ежедневные занятия в ШК с 08:00 до 15:00 не были для меня большим сюрпризом, но по истечению нескольких месяцев стало физически на много сложнее (пол дня учеба, пол дня – домашние задания на следующий день + все на немецком). Сейчас, заканчивая бакалавр, я понимаю, что это было самое сложное и изматывающие время в моей учебе. ШК произвел сразу хорошее впечатление. Очень внимательные и доброжелательные учителя старались сделать атмосферу непринужденной и расслабленной. Первые занятия мы знакомились и представляли каждый свою страну.

    Я училась на G-курсе. Обязательными у нас были пять предметов: Немецкий, История, Литература, Социология и по выбору Английский/Латынь. Была еще Статистика, на которую можно было ходить по желанию.

    Немецкий делился на два курса: Deutsch (там мы читали тексты на разные политические и общественные темы, касающиеся Германии) и Deutsch 1 (грамматика, подготовка к написанию научных работ). Я осталась довольна этими курсами. Меня научили писать и строить правильно тесты, выражаться научной терминологией и освежили мои знания немецкой грамматики. Они подготовили к тому, что ожидало меня в университете, а также дали мне базовые знания о Германии, которыми обычно владеют абитуриенты-немцы.

    Историей я тоже осталась очень довольна. В первом семестре мы учили эпохи, важные даты и значимых людей. Второй семестр посвящался только истории Германии за последних два столетия. Мне очень нравился стиль преподавания этого предмета. Он сильно отличался от школьной программы и был гораздо интерактивнее. Мы учили историю на примерах картин, карт, плакатов. Нас водили в музеи и проводили исторический квест в городе, который познакомил меня с незаметными уголками Мюнхена и рассказал его историю.

    Уроки литературы напоминали скорее курс культуры. Мы проходили не только литературные произведение, но также анализировали фильмы, театральные постановки и изобразительное искусство разных эпох. На этом курсе у нас были маленькие проекты, в рамках которых мы должны были на пример нарисовать раскадровку к фильму или поставить свою собственную сценку.

    Социология далась мне сложнее всего. В первом семестре мы получили базовые знания по социологии и психологии. Было познавательно, но объем новой, мною ранее не слышанной, информации, сложно воспринимался на немецком языке. Учитель, который преподавал этот предмет, был пожилого возраста и не совсем понятно объяснял материал. Во втором семестре в рамках этого предмета нам преподавали основы права и государственного строя в Германии. Эти знания не раз пригодились мне в жизни после окончания ШК.

    Английский. С этим предметом во время моего обучения в ШК на G-курсе была катастрофа. По истечению двух семестров я не выучила ничего нового. А время, проведенное на уроках английского, считаю потраченным зря. К сожалению, этому предмету уделялось катастрофично мало времени, а преподаватели были недостаточно сильны. В основном мы записывали на уроках правила с доски и читали диалоги вслух.

    Большинство доцентов в мюнхенском ШК приятные люди, которые умеют преподавать материал. Они относятся к студентам, как к равным и уважают их права. Тем не менее обращаются к студентам строго и без поблажек. Очень серьезно воспринимаются пропуски и опоздания. Легитимными являются только те пропуски, которые объясняются справкой от врача, а опоздания на занятия не принимаются вообще. Опоздав более, чем на пять минут, входить в класс запрещается.

    Очень большим бонусом в обучении в ШК на G-курсе являются многочисленные экскурсии в музеи, театры, кинотеатры, и просто по Мюнхену. В основном они все бесплатные и проводятся в учебное время, что тоже приятно. Классной опцией является поездка в Steingaden (местность в горах) на несколько дней. Она проводится в начале обучения с целью поближе познакомить студентов из разных курсов и провести вводные уроки. В тот год, когда я училась, в рамках курса по истории, мы ездили на неделю в Берлин. Эта поездка обошлась мне всего в 150 евро. Большую часть расходов покрывал ШК. В эту поездку у нас входило проживание, трехразовое питание, экскурсии и проезд. Во время этих экскурсий нам проводились лекции на те темы, которые были релевантны для экзаменов.

    При подаче документов в университет я особо не чувствовала влияния ШК на моё поступление. Только спустя время я поняла, что мне была дана отличная база знаний, которая мне помогала чувствовать себя уверенно среди старших студентов-немцев. Я ни разу не подумала, что это год в ШК я провела зря. Наоборот, мне кажется, что это были самые активные и плодотворные семестры в моем образовании.

    В конечном итоге я поступила без проблем сразу же по окончании ШК на исторический факультет (Hauptfach) и театральный (Nebenfach) в LMU.

  7. Лиза:

    Я закончила ШК Мюнхена в 2015 году, обучалась на G курсе. Мне нужно было сдавать вступительный экзамен, а также английский экзамен для определения уровня, по итогам которого я попала в группу B2 и выше. Для меня учеба не была особенно сложной, так как “гуманитарные” предметы мне в принципе даются легко. Штудиенколлег позволил сделать переход из российской школы к немецкому университету более плавным, что было мне действительно необходимо. Преподаватели у меня были те же, как и в отзыве выше, но впечатления остались несколько другие. Меня не совсем устроило преподавание английского: ничего нового за год не узнала, так как в первом семестре мы просто занимались чтением текстов, которые по ощущениям ничего не дали, а во втором семестре наша группа смешалась с поступившими на новый семестр учениками, у которых уровень был ощутимо ниже нашего, поэтому вся программа была ориентирована на них. Очень понравилась история, за счет метода преподавания удалось не просто запомнить даты, а понять исторические события и причины определенных явлений. Оценивание на мой взгляд было объективным, на FSP я получила оценку ниже моей семестровой оценки, но по моей же вине, не удалось от волнения распознать элементарную карикатуру, впоследствии “вернула” оценку в итоговом аттестате с помощью успешного устного экзамена. Литература была лично для меня несколько скучной, хотя в школе любила этот предмет, но это скорее мое субъективное мнение, так как многих других этот предмет устраивал полностью. Немецкий позволил структурировать прежние знания и начать применять более сложные грамматические конструкции, за счет FSP, к которому очень хорошо готовят во втором семестре, и последующего устного экзамена удалось повысить свою оценку в аттестате. Социология была очень интересной, хоть и оценивались работы строго, преподаватель очень хорошо подавала материал (к сожалению, она вышла на пенсию), именно этот предмет я выбрала для FSP и осталась довольна результатом, сохранив свою итоговую оценку на том же уровне, что и в течение семестра. Могу порекомендовать поступающим меньше переводить на родной язык и стараться фокусироваться на понимании материала, а не на переписывании его на русском, а также тщательно прорабатывать данные на лекциях распечатки и ваши конспекты перед экзаменами, для меня этого было достаточно

  8. Полина:

    Окончила данный ШК в 2015 году. Впечатление от учебы очень неровное: с одной стороны, понимаю, что этот год многое дал перед началом учебы в университете, с другой – довольно сложная учеба, хорошие оценки заработать очень трудно, что особенно досадно тем, кто поступает на специальности с NC.
    Документы на учебу я подавала через LMU. В целом, процедура была не слишком сложной, нервировал только сбор всех документов, особенно, заверенных копий и переводов. Определили меня на G-Kurs, так как в дальнейшем я собиралась поступать на дизайн. Вступительный экзамен по немецкому я не сдавала – попала в последний выпуск, где знания немецкого можно было признать по одному из языковых дипломов (у меня был DSD II). Перед началом учебы писала только тест на уровень знаний по английскому языку, который по структуре своей был похож на стандартный языковой экзамен, насколько я помню (лексика, грамматика, понимание текста, письмо). Тест влиял только на то, в какую группу по английскому вас определяют – тогда еще не было требования к минимальному уровню.
    В целом структура учебы в коллеге – нечто между школой и университетом. Со школой общее то, что есть «классный» руководитель, обязательное посещение, за которым очень строго следят, регулярные контрольные работы, из которых потом формируется оценка за семестр и каникулы раз в 5-6 недель. Из университетского – занятия не по 45 минут, а по парам, по 90 минут, больше ответственности за процесс учебы и за то, что крутиться вокруг него: виза, оплата семестрового взноса, выполнение домашнего задания, подработка (которая вообще по правилам коллега запрещена во время учебы, хотя по факту не отслеживается).
    С чем я обожглась сразу с началом учебы: язык. По глупости своей на тот момент я больше полугода не занималась толком немецким языком. DSD я сдала в декабре предыдущего года, а после уже готовилась к ЕГЭ и наивно полагая, что раз получила С1 на экзамене, то готовится к учебе мне не надо. По факту мой С1 был очень условным (все-таки, одно дело сдать экзамен по языку, к которому готовишься несколько лет, другое – учиться на этом самом языке), и моего уровня очень сильно не хватало для учебы в коллеге, особенно в первом семестре. Ситуацию усугубляло и количество русскоговорящих вокруг меня. Естественно, общалась я в основном на родном языке, что никак не способствовало улучшению немецкого. Исправилось все ближе ко второму семестру после долгих занятий немецким, в том числе с репетитором.
    Если говорить об оценках, то получали мы не дробные, как в университете (1,7 или 3,2, например), а целые (от 1 и до 6). Только в итоговом аттестате оценка была уже с десятыми. Оценки первого семестра влияли только на то, допускаетесь вы на 2 семестр или нет (т.е. главное, чтобы оценки были не ниже 4). Оценки за второй семестр уже шли в аттестат, если только вы не писали выпускной экзамен по предмету – тогда выставлялась либо худшая оценка, либо надо было сдавать устный экзамен, чтобы получить оценку выше.

    По предметам:

    Немецкий:
    Немецкий был у нас ежедневно. В первом семестре преимущественно занимались грамматикой и пониманием текстов (типа «придумайте заголовок к каждому абзацу, сделайте короткое описание текста» и т.д.). Грамматика была не очень сложной, на уровне той, что дается при сдаче языковых дипломов, а то и проще. Тексты – когда как. Лично мне первое время было довольно тяжко из-за недостаточного уровня языка, как я уже упомянула, однако сейчас я понимаю, что ничего сверхсложного в первом семестре не было.
    Сложности начались во втором семестре, когда для подготовки к FSP (выпускному экзамену) нам стали давать действительно сложные научные тексты, в которых даже моя репетитор с 20-летним стажем работы не могла разобраться (спасибо преподавательнице из параллельной группы, которая изучала германистику). Единственный нюанс в том, что к моменту сдачи выпускных экзаменов, вас настолько натаскивают на эти самые тексты, что по большому счету пишете вы на FSP все по шаблону без особых трудностей. Также во втором семестре активно тренируется аудирование. Лично мне оно очень сложным не показалось: контрольные по нему – мои самые лучшие оценки.
    Выпускной экзамен по немецкому – один из обязательных. То, как вы его напишите (да и все оценки за учебный год) по итогам зависят только от того, насколько высокий уровень вашего немецкого. Ничего сверхсложного в экзамене нет, однако простым экзамен тоже назвать нельзя. Если у вас не достаточный уровень знаний или вы недостаточно натренировались за время учебы, то есть риск получить плохую оценку. Во время экзамена разрешают пользоваться словарем (кроме части на понимание текста).
    Ну и на счет преподавателя: у нас был господин Аубургер, о котором я не могу сказать ни плохого, ни хорошего. Он был руководителем нашей группы – такой типичный правильный немец, который во время Октоберфеста приходил на занятие в национальном костюме, который все (буквально) делал только по правилам и очень боялся сделать что-то не так. Объяснял он в целом все неплохо, оценивал по образцам, установленным коллегом, скидки на то, что мы иностранцы не делал и время от времени запугивал учебой в университете.

    История:
    История – второй обязательный предмет на FSP. У нас она была три раза в неделю, если я правильно помню. Вел ее довольно специфический преподаватель, который параллельно с историей вел литературу в другой группе, пел а капелла со своими друзьями и когда-то выступал в театре. Мне, как человеку, привыкшему к истории в российской школе, где надо было преимущественно заучивать даты, был очень непривычен подход господина Грюнвальда к преподаванию сего предмета.
    Он нам практически сразу сказал, что запоминать надо только действительно выдающиеся даты, а в остальном – просто ориентироваться, что в какой период истории произошло, и, самое главное, понимать, почему это самое «что» произошло. В теории звучало все отлично, однако по факту анализ исторических событий, текстов, карикатур и пропагандистских плакатов был довольно сложен, ибо по-настоящему он нас ему не учил. Да, мы что-то обсуждали на парах и слушали длинные (зачастую интересные) монологи Грюнвальда о том или ином событии. Но это не помогало во время очередной контрольной проанализировать очередную карикатуру времен Ваймарской республики. Тут всплывала еще и другая проблема – Грюнвальд очень (очень!) строго оценивал наши сочинения, одним из критериев оценки даже была грамматика немецкого языка. Самое главное, что анализ чего-либо мог быть отчасти субъективным, но, если он не соответствовал представлением преподавателя – прощай, хорошая оценка.
    Содержательно мы говорили о всех периодах истории до 20 века в первом семестре и очень подробно об истории 20-го столетия во втором, что было действительно интересно ровно до момента написания контрольной или экзамена.
    Собственно, да, одни из самых болезненных воспоминаний о коллеге у меня связаны именно с историей, вернее, оценками по ней. Однако в целом такой подход к изучению предмета понравился мне гораздо больше того, что принят в наших школах, и в отличие от школьных уроков, пары в ШК разбудили мой интерес к истории.

    Социология/политология:
    Социология (и политология) – один из предметов на выбор на FSP. Была у нас два раза в неделю. Довольно таки непростой предмет сам по себе оказался, плюс не всегда понятные объяснения от преподавательницы. Преподавательницей, к слову, была довольно веселая мадам, которую звали Башé. Лет ей на вид было 120, прокуренный голос + диалект, на котором она говорила и из-за которого ее мало кто мог понять, особенно в начале учебы (ко второму семестру мы уже к ней привыкли, стали лучше понимать – по оценкам заметно было). Но в целом она – один из лучших преподавателей, что у нас были, помимо прочего и потому, что она всегда была готова помочь нам по вопросам, касающихся не только учебы, и, если возникали какие-то трудности, мы шли именно к ней, а не к нашей «классной маме» Аубургеру.
    В первом семестре мы изучали непосредственно социологию. По оценкам для меня она была наравне с историей, но в этот раз не потому, что преподаватель строго оценивал, а потому, что я действительно многое не понимала, сколько бы раз Башé нам что-либо не объясняла и сколько бы я не пыталась найти информацию в интернете. Как я позже выяснила, наша программа совпадала с программой первого семестра по социологии в LMU, что, безусловно, являлось плюсом для тех, кто поступал на эту специальность, но минусом для тех, кто никогда ею углубленно не занимался.
    Во втором семестре ситуация немного улучшилась: началась политология и даже немного юриспруденция. Мы изучали государственное устройство Германии, конституцию Баварии, разбирали также реальные судебные случаи. Итоговый экзамен, насколько я знаю строился по большей части именно на материалах второго семестра (я не писала его, поэтому точно не могу сказать).
    В целом впечатление от предмета положительное, но сугубо по итогам второго семестра. Первый был слишком мудреный и неоправданно сложный, на мой взгляд.

    Литература:
    Литература – еще один предмет на выбор на FSP. Я как раз его и писала. Предмет в целом мне очень даже понравился: мы разбирали не только литературные произведения, но и учились анализировать картины, комиксы, фильмы, драматургию.
    Вела у нас это все милая женщина Сент-Джон (которая параллельно вела у другой группы немецкий и подсовывала нам сложные германисткие тексты). Объясняла она все неплохо, довольно лояльно оценивала, всегда была готова помочь, если что-то было неясно.
    В первом семестре мы в большей степени анализировали картины и комиксы, а также маленькие рассказы. Зачастую задания были творческими – из серии нарисовать собственный комикс по рассказу или его отрывку, что очень радовало мою творческую душу.
    Во втором была полноценная книга (мы читали «Парфюмера» Патрика Зюскинда), ее экранизация (фильм мы тоже разбирали, да, и при этом очень подробно) и сборник пьес Игоря Бауэршима, что было тоже очень интересно.
    Экзамен включал в себя преимущественно материалы второго семестра. Вся сложность упиралась по итогам в то, умеете вы анализировать что-либо или нет. В целом, натаскали нас к экзамену неплохо, материалы были интересные, отсюда и положительное впечатление от предмета.

    Английский:
    Английский в коллеге мне не понравился по двум причинам: слишком разный уровень знаний у людей в группе и очень-очень плохой преподаватель.
    Как я уже упомянула, перед учебой мы писали тест на уровень знаний, после которого нас распределили по двум группам: уровень до В1 включительно и В2 и выше. Я попала в первую группу (по итогам теста мне одного или двух баллов не хватило до В2). В эту же группу попали и те, кто английский вообще никогда не учил или знал, но на начальном уровне. Учеба была ориентирована в большей степени на них, из-за чего для себя я ничего нового за тот год не узнала. Перевестись в другую группу можно было, насколько я помню, сдав устный экзамен, или вроде того, но там была другая ситуация: учеба ориентировалась, скорее, на уровень С1. Поэтому год я провела фактически без английского. Единственный плюс – за счет того, что уровень контрольных был ниже моего, я не тратила время на подготовку к ним и при этом повысила средний бал в итоговом аттестате.
    Но самым неприятным во всей этой истории была наша преподавательница – госпожа Цетини (которую мы называли Цукини). Она не особо хорошо говорила ни на английском, ни на немецком (родом из Греции), а преподавать свой предмет вообще не могла. Мы не получали нормальных объяснений грамматики, лексики, не практиковали речь – вместо этого по полчаса слушали, как нам повезло, что она наша преподавательница и что лучше нее никто не научит нас английскому (я серьезно, это не шутка). Оценки она ставила по собственным предпочтениям и симпатиям, что испортило среднюю оценку некоторым ученикам.
    В другой группе ситуация была намного лучше, насколько мне извесно: преподаватель был действительно хорошим, неплохо все объяснял и оценивал справедливо.
    Кстати, не знаю как сейчас, но, когда я училась, была возможность сдать устный экзамен по английскому в первом семестре и после уже не посещать этот предмет.

    Вне учебы у нас было несколько мероприятий, вроде походов на консультации в университет или экскурсий. Была также поезда в Берлин (я не осталась в Мюнхене, но те, кто ездил, остались очень довольными).

    В итоге, как я уже написала в начале, учеба в коллеге вышла очень неровной. Отчасти в этом виноваты объективные обстоятельства, вроде сложного учебного материала или строгих преподавателей, отчасти я сама, ибо после школы никак не могла осознать, что только моя вовлеченность, самостоятельность и активность влияют на мои оценки. Сейчас, проучась три года в университете, я понимаю, что можно было бы обернуть учебу в коллеге в свою пользу, однако тогда я еще не могла этого осознать. Но даже если абстрагироваться от моей личной ситуации, могу сказать, что учеба именно в мюнхенском коллеге сложнее, чем в остальных (читала об этом не раз в интернете + много раз обсуждала эту тему с теми, кто учился в ШК других городов – у них все было проще, отсюда и оценки в целом выше, чем у нас). Однако ее неоспоримым плюсом является то, что вас фактически готовят к программе именно мюнхенского университета (не знаю, как с остальными ВУЗами Баварии), после чего учеба в уни идет намного проще, да и поступить в ВУЗы Баварии после этого ШК легче, особенно, на специальности с NC.
    В любом случае, я не жалею, что потратила год на учебу в коллеге, пусть у нее и были свои отрицательные стороны. Все таки при желании от нее можно поучить довольно много пользы и хорошо подготовится к будущему поступлению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *