Педагогика и образование | Erziehungs-, Bildungswissenschaften

Педагогика и образование занимаются развитием человека для самостоятельной и ответственной жизни. При этом они наблюдают за эффективностью воспитания, как в семье и в обществе, так и в школах и социально-педагогических учреждениях.

Обзор направления

Главной задачей специалистов в области педагогики и образования, помимо консультаций отдельных людей и групп в различных областях жизни, является концептуальная работа в области образования и повышения квалификации. Они ни разрабатывают и проверяют методики для различных целевых групп и сами применяют из на практике в воспитательной, преподавательской и консультационной работе (в том числе для управления и руководства соответствующими учреждениями).

Во время обучения дается базовое понимание педагогического мышления, постановки вопросов и методических основ, а также социальных условий воспитания.

На продвинутом уровне обучения на первом плане находятся учебные процессы, а также организация и планирование процессов образования. В зависимости от желаемой специализации, студенты получают соответствующие профессиональные компетенции:

  • педагогика раннего развития
  • реабилитационная и специальная педагогика
  • корпоративная педагогика или развитие персонала
  • образование для взрослых
  • менеджмент в области образования
  • повышение квалификации и переподготовка

Учебные программы

Институты прикладных наук (Fachhochschule) и университеты (Universität) предлагают бакалавриат и магистратуру в области педагогики и образования.

Программы могут носить наименование:

  • Профессиональная педагогика (Berufspädagogik)
  • Менеджмент в области образования (Bildungsmanagement)
  • Лечебная/инклюзивная педагогика (Heilpädagogik/Inklusive Pädagogik)
  • Инженерная педагогика (Ingenieurpädagogik)
  • Педагогика в области культуры и медиа (Kultur- und Medienpädagogik)
  • Реабилитационная педагогика (Rehabilitationspädagogik)
  • Специальная педагогика (Sonderpädagogik)
  • Интегративная учебная терапия (Integrative Lerntherapie)
  • Вальдорфская педагогика (Waldorfpädagogik)
  • Педагогика в области экономики (Wirtschaftspädagogik)

В магистратуре следуют углубленное профильное образование посредствам исследовательских и прикладных модулей:

  • образовательные процессы и теория
  • международные исследования в области образования
  • образования для взрослых
  • дидактика в области медиа
  • миграция и межкультурная педагогика
  • внешкольное молодежное образование
  • педагогика раннего развития
  • педагогика в области культуры
  • консультации в области обучения и образования
  • экономика и планирование в области образования
  • организационное развитие

Изучаемые дисциплины

На бакалавриате даются основы педагогики посредствам следующих модулей:

  • основные вопросы и термины в педагогике
  • процессы образования, воспитания и обучения
  • медиа и педагогические процессы
  • пожизненное обучение и образование
  • методы эмпирических исследования в области образования и социологии
  • качественный и количественный анализ данных в исследованиях в области образования и социологии
  • профориентация
  • дидактика профессионального образования
  • введения в профессиональную педагогику
  • развитие учреждений профессионального образования
  • педагогическая психология
  • управление качеством в области образования и повышения квалификации

Дополнительно в учебном плане находятся предметы смежных дисциплин, к примеру, психология и социальные науки.

В рамках педагогики в области культуры и медиа даются следующие модули:

  • основы культурного и медийного образования
  • культурно-социологические и межкультурные основы
  • теоретические и исторические аспекты культурных и медийных наук

В реабилитационной педагогике важными предметами являются:

  • психодиагностика и интервенция
  • психологические и социологические основы реабилитации
  • право

Как правило, частью учебы является двух- или трехмесячная практика в школах, учебных заведениях для взрослых, учреждениях социальной педагогики, корпоративного образования и др.

Профессиональные возможности по окончании учебы

Область деятельности специалистов этой области во всех образовательных и педагогических учреждениях, кроме школ. Возможности трудоустройства находятся:

  • в учебных заведениях для взрослых
  • в учреждениях для людей с инвалидностью
  • в консультационных учреждениях, к примеру, по вопросам воспитания или беременности
  • в досуговых, оздоровительных и спортивных центрах
  • в домах престарелых, педагогических учреждениях для пожилых людей
  • в городских и окружных педагогических учреждениях, к примеру, в центрах молодежи
  • в образовательных заведениях (к примеру, тренинг по приему на работу, коачинг, профессиональна интеграция, руководство мерами по профессиональной подготовке, преподавательская деятельность)
  • в детских садах и дошкольных учреждениях
  • для специалистов по лечебной педагогике – в области помощи молодым и пожилым людям, в лечебно-педагогических центрах, детских садах и дошкольных учреждениях, в домах престарелых, в учреждениях и общежитиях для людей с инвалидностью, в консультационных центрах по воспитанию, в детских и молодежных психиатрических клиниках и реабилитационных центрах
  • для специалистов в области экономической педагогики занимаются экономической и педагогической деятельностью на предприятиях и в негосударственных институтах, к примеру, экономическим образованием и управлением персоналом, образованием в учебных учреждениях для взрослых, управлением и консультациях в области образования и развитием персонала и организации

В зависимости от рода деятельность могут понадобиться знания в области торговли, управления персоналом, дополнительные терапевтические квалификации, а также знания электронной обработки данных.