Как часто в последнее время мы слышим слово «медиа»?

Средства коммуникации настолько прочно обосновались в нашей жизни, что с конца семидесятых годов двадцатого века их история, влияние и анализ превратились в целую учебную дисциплину сначала в США, а затем и по всему миру.

В Германии истоки «медиаведения» лежат в науке о газетножурнальном деле. Сегодня же факультет «Medienwissenschaft» включает в себя целый комплекс предметов, среди которых особое место занимает не только исследование и изучение газет и журналов, но и других известных медиа, таких, как например кино, театр, видеоигры или сериалы.

Данный предмет находится на стыке гуманитарных и социальных наук, и за прошедшее десятилетие он обрёл большую популярность среди абитуриентов. В связи с этим, почти во всех университетах Германии специальность имеет Numerus Clausus, то есть ограниченное количество учебных мест. А это, в свою очередь, означает тщательный отбор студентов, которые получат долгожданное письмо об успешном поступлении. Средняя оценка аттестата зрелости (Abitur), с которой принимают на специальность «медиаведение» колеблется от 1,5 до 2,9.

Скажем, в университет Гамбурга за зимний семестр 2018/2019 средняя оценка поступивших на бакалавриат «Medien- und Kommunikationswissenschaft» («Медиа и коммуникации») была 1,5, в то время как для поступления на «Kommunikationswissenschaft» в Свободный университет Берлина зачисляли абитуриентов с оценкой не ниже 1,2. Здесь уже роль играет сам университет и город, в котором тот находится.

 

 

Требования к абитуриентам

Чтоб поступить на факультет «медиаведения» не достаточно просто интересоваться современными средствами коммуникации. Интернет-страницы университетов, описывающие эту учебную дисциплину, подчеркивают необходимость наличия структурированного мышления, аналитического склада ума, недюжинной креативности, умения работать в команде, а также превосходного знания иностранных языков. К слову, львиная доля научных текстов, которые придется читать по учебе, написана на английском языке.

Также не следует оставлять без внимания и тот факт, что «медиаведение» – это предмет, в котором большую часть учебного времени уделяется теории: история развития медиакоммуникаций, основные положения теории массовой коммуникации, классификация и социальная ответственность СМИ и так далее. Тот, кто ищет специальность с более практичным уклоном и узким направлением, будет разочарован сухой теорией и исполинским количеством статей и публикаций, с которыми необходимо ознакомиться во время первых семестров обучения.

 

 

Направления специальности

Говоря о «медиаведение», нужно сразу отметить, что у этой специальности очень много направлений. Например:

«Медиапсихология» («Medienpsychologie»), изучающая личность в контексте ее взаимодействия со средствами массовой информации. «Медиаменеджмент» («Medienmanagement»), который занимается проектированием, разработкой и продюсированием медиа-контента, а также трендсеттингом.

«Публицистика и наука о коммуникациях» («Publizistik und Kommunikationswissenschaft») – здесь, надо полагать, все понятно. «Медиа-дизайн» («Mediendesign»), занимающийся визуальной коммуникацией и сторителлингом. «Цифровые медиа» («Digitale Medien») анализируют дигитализацию повседневности и делают упор на применения цифровых технологий. «Кино- и телеведение» («Film und Fernsehwissenschaft») – наука о кинематографическом и телевизионном искусстве в системе средств массовой коммуникации.

Так или иначе, все эти направления объединяет одна область, которую немецкие абитуриенты в шутку называют «etwas mit Medien» («что-то связанное с медиа»). И план обучения на первые семестры не имеет больших отличий в независимости от направления специальности.

 

 

План обучения

Вводные модули первого и второго семестра зачастую включают в себя лекции по «истории и теории медиа» («Medientheorie und –geschichte»), «медийной культуре и эстетики» («Medienkultur und Ästhetik»), а также «методы анализа массовой коммуникации» («Methoden der Medienwissenschaft»).

На этих курсах происходит не только ознакомление с зарождением и историей развития средств массовой коммуникации, но и с фундаментальными положениями и основополагающими концептами работы в культурно-социальной сфере, включая основы сбора и анализа данных. Сюда же относится техника проведения интервью или опросов, обработка акустического и визуального материала, научный анализ телевизионных передач или фильма и т.д.

Овладеть практическими навыками помогает обязательный проектный модуль.Например, Берлинский университете Гумбольдта предоставляет возможность организации своего личного проекта – инсталляции, видео- или аудиозаписи – в рамках медийного театра («Medientheater») или студенческого радио. В Гамбургском же университете студентам предлагают самим снять собственный фильм или видеоролик. При этом внимание уделяется всем этапам работы над продуктом: от написания сценария до пиара и презентации перед группой и профессором.

А в Боннском университете проектный модуль сосредоточен на онлайн-медиа, где целью является создание и продвижение собственного веб-сайта и блога. Позже, в резюме для практики или работы смело можно вписать, что ты компетентен в цифровых технологиях и имеешь базовые знания программирования.

Более того, в некоторых университетах обучение «медиаведению» подразумевает обязательную практику продолжительностью минимум пять недель в каком-нибудь медийном предприятии. Под таковыми подразумеваются издательства, рекламные агентства или пресс-службы. Отчет о практике должен содержать описание деятельности студента в рамках предприятия, перечень полученных практических навыков и прикладных знаний.

 

 

Трудоустройство

После успешного окончания учебы на факультете «медиаведение» и торжественного (или не очень – зачастую в немецких вузах не принято официальное празднование выпускного) вручения диплома бакалавра или магистра перед выпускником встает вопрос о трудоустройстве.

На самом деле, законченный факультет «медиаведения» открывает много дверей. Как уже было упомянуто выше, факультет пользуется большой популярностью, что означает спрос на начинающих специалистов в области средств коммуникации и связей с общественностью.

Любое предприятие, особенно в Европе и Америке, не только представлено сегодня в интернете, но и продвигает свою продукцию и свой контент, в первую очередь, онлайн. И здесь на помощь приходят выпускники, изучавшие в университете «медиаведение». Начиная от создания позитивного имиджа компании, вплоть до программирования веб-сайта и комьюнити-менеджмента – все эти отрасли связаны с современными медиа и очень востребованы на рынке труда.

 

 

По Германии работники медиа-сферы начинают со средней «брутто»-зарплаты в 2,500€ в месяц, которая с возрастом и стажем работы повышается и может достигнуть 3.900€ или больше. Естественно, зарплата напрямую зависит от предприятия, города и количества сотрудников, поэтому сказать что-то конкретное про заработок выпускников «медиаведения» затруднительно.

Подводя итог, хочется сказать, что «медиаведение» не только открывает перед выпускниками много перспектив и возможностей на рынке труда, но и является одним из самых динамичных и современных факультетов. Единственным условием для этой, как и для любой другой профессии, является желание учиться, совершенствоваться и получать удовольствие от достигнутых результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *